Представители АГНИ ознакомились с финской системой профессионального образования

В соответствии с планом   работы координационного совета научно-образовательного кластера по подготовке кадров для нефтегазового комплекса Республики Татарстан на 2019 год в апреле была организована и проведена стажировка участников кластера по теме «Финская система профессионального образования. Взаимодействие с предприятиями».

В учебном визите приняли участие 17 человек, в том числе руководители и представители ПАО «Татнефть», ЧОУ ДПО «ЦПК-Татнефть», Министерства образования и науки Республики Татарстан, ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», директор Центра изучения проблем профессионального образования О.Н. Олейникова, руководители ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум», ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум», ГАПОУ «Колледж нефтехимии и нефтепереработки им. Н.В. Лемаева», ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум».

В ходе учебного визита представители АГНИ ознакомились с финской системой образования, структурой профессионального обучения, моделью работы колледжа, индивидуальными учебными планами, обучением на рабочем месте, системой демонстрационных экзаменов и критериев оценки, сотрудничеством колледжа с предприятиями, дуальной системой обучения, лучшими практиками, цифровизацией в обучении, платформами для создания учебного контента с элементами геймификации.

Программа стажировки была реализована на базе профессионального колледжа Южного Саво «Esedu», университета прикладных наук ХАМК. Также было организовано посещение финской машиностроительной компании Wartsila, производящей двигатели для морских судов, оборудование для электростанций, работающих на газе, нефти и другом сырье; терминала компании Teboil, центра XEdu Helsinki – акселератора стартапов в сфере образования.

В ходе учебного визита проведены рабочие встречи, презентации, экскурсии, панельные дискуссии, которые позволили сделать основные выводы:

- развитию техникумов и востребованности программ профессионального образования способствует система обучения на рабочем месте (50% учебного времени студенты обучаются на предприятии под руководством наставника). Для этого необходимо организовать обучение для мастеров - наставников, разработать программу обучения наставника с целью ознакомления его с рабочей программой и перечнем сформированных компетенций выпускника на выходе;

- формированию образовательных программ вуза под запросы бизнеса должна предшествовать стажировка преподавателей на предприятии и разработка индивидуальных образовательных программ для студентов в соответствии с заказом работодателя, в том числе при необходимости обучение в малых группах;

- организации эффективного кластерного взаимодействия способствует разработка вузом «сквозных» учебных планов прикладного бакалавриата с учетом дисциплин, изучаемых в техникумах; формирование работодателем «заказа» на определенные компетенции для непрерывного обучения персонала, а также совместное использование помещений и доступ к ресурсам института и техникумов – участников кластера.

С отчетом о стажировке участников Вы можете ознакомиться здесь

 

Энзе Идиатуллина, проректор по организационному развитию АГНИ