Дистанционное образование АГНИ - реальность и перспектива

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в традиционную систему образования. После рекомендаций Минобрнауки перейти на дистанционное обучение Российские вузы преступили к масштабному образовательному эксперименту. Как «прижились» дистанционные образовательные технологии в ведущем нефтяном вузе Татарстана рассказал начальник отдела дистанционных технологий Альметьевского государственного нефтяного института Эдуард Жданов.

 - В связи с новыми требованиями организации образовательного процесса в вузах с целью недопущения распространении вируса как переживает переход на онлайн-обучение Альметьевский нефтяной институт? Был ли готов нефтяной вуз к переходу на новый формат обучения?

- В связи со сложившейся ситуации в стране в настоящий момент Альметьевский нефтяной институт полностью перешел на формат электронного  образования с использованием дистанционных образовательных технологий.  Институт был готов к тому, чтобы вести занятия в дистанционной форме, поскольку онлайн активно внедрялся в образовательный процесс. Для этого специалистами отдела дистанционных технологий была создана и внедрена Система дистанционного  образования АГНИ "Цифровой университет" http://mdl.agni-rt.ru/, а также проведено обучение профессорско-преподавательского состава института по программе "Организация электронной среды обучения».  

- Сколько всего на данный момент разработанных курсов, по которым студенты проходят обучение? И из чего они состоят?

- В настоящее время имеется более 150 полностью разработанных курсов, многие из которых  получили свидетельства о сертификации. И это только начало. Параллельно разрабатываются новые курсы, каждый из которых имеют свою степень готовности и в скором времени будет внедрен в учебный процесс. Как правило, учебные курсы состоят из совокупности материалов: программа дисциплины, аудио и видеофрагменты, презентации, текстово-графическая  информация, контрольно-диагностические материалы, дополнительная литература и ссылки на внешние источники информации. Такой «набор» позволяет студенту в полной мере освоить курс, а преподавателю - проверить.

- А как воспринял профессорско-преподавательский состав переход на дистанционку?

-  Да, безусловно, сколько людей, столько и мнений. В начале становления дистанционного обучения в вузе была группа скептически настроенных преподавателей, которые считали, что такая форма обучения приведет к краху Российского образования. Но после реализации своих курсов в смешанном формате (очно-дистанционное), они изменили свое мнение, почувствовав новые возможности и освоив новые инструменты взаимодействия со студентами. В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусом уверен, не только преподаватели, но и студенты оценили удобство работы в данном пространстве.

- Согласна ли Вы с тем, что вынужденный переход на дистанционку подтолкнёт вуз к дальнейшей цифровизации?

- Да, безусловно, текущая ситуация спровоцировала бурную деятельность в области реализации дистанционных форм образовательного процесса. Однако надо понимать, что как всегда есть те, кто серьезно подошел в решению этого вопроса, внедрял задолго до текущего момента электронное обучение и дистанционные образовательные технологи, создал базу образовательных ресурсов, есть кто активно развивает все это сейчас, к таким можно отнести наш вуз, а есть отдельные образовательные учреждения, которые столкнувшись с проблемой 
необходимости организации дистанционного обучения спешно ищут возможности использования мессенджеров, электронной почты, мобильной связи (Skype, WhatsApp и другие), которые не предусматривают методического и психолого-педагогического подхода в организации учебного процесса, а скорее являются вспомогающим звеном.
Цифровизация образования - это та перспектива, которая ждет все образовательные учреждения. И мы должны быть к этому готовы!